МБОУ-СОШ с. Ольшанка
село Ольшанка Аркадакского района Саратовской области
  • Функциональная грамотность

    Общие сведения

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1.Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    6. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Нормативные документы

    Федеральный уровень

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО (скачать)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (скачать) 

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности  (скачать) 

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (скачать) 

    Региональный уровень

    Приказ N 1472 от 08.09.2022

    "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области" (скачать)

    Муниципальный уровень

    Приказ от 13.09.2023 N 152

    "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Аркадакского района на 2023/2024 учебный год" 

    Школьный уровень

    План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся МБОУ-СОШ с. Ольшанка

    Электронный банк заданий

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

    1. Электронный банк заданий:  https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Открытые задания:    https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    3. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач:  http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Читательская грамотность

    Задания и критерии оценивания для 8 класса 

    Задания и критерии оценивания для 9 класса 


    Естественно-научная грамотность

    Задания и критерии оценивания по биологии для 8 класса 

    Задания и критерии оценивания по биологии для 9 класса 

    Задания и критерии оценивания по физике для 8-9 классов 


    Математическая грамотность 

    Задания  для 6-9 классов 

    6 класс        7 класс           8 класс        9 класс

    Критерии оценивания для 6-9 классов 

    6 класс        7 класс           8 класс        9 класс


    Финансовая грамотность

    Задания и критерии оценивания для 8-9 классов 


    Креативное мышление

    Задания и критерии оценивания для 8-9 классов 


    Глобальные компетенции

    Задания и критерии оценивания по немецкому языку для 8 класса 

    Задания и критерии оценивания по немецкому языку для 9 класса 

    Задания и критерии оценивания по английскому языку для 9 класса 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie